Молокане

Молокане
   последователи одной из старых форм русского сектантства; секта духовных христиан, названных правосл. «молоканами» за употребление молока в постные дни; возникла в нач. 18 в., основатель Семен Уклеин.
   Уклеин утверждал, что единственным источником веры является Священное писание, содержащее наряду с описанием реальных исторических событий много мест, крые надо понимать «духовно», т. е. как аллегории, ибо они не поддаются рациональному объяснению. Понять и истолковать их смысл, по мнению Уклеина, мог только человек, просвещенный Богом. В соответствии с молоканским учением человек не входит в непосредственный контакт с Богом. По значимости Уклеин на первое место ставил Новый Завет, называя его краеугольным камнем истины. Он и его последователи не подвергали сомнению божеств. происхождение Христа. Уклеин считал, что Сын и Дух Святой единосущны Отцу, но не равны в божеств, достоинстве; что Христос принес с неба свою плоть и с нею вселился в чрево Богоматери. Это не была обычная человеческая плоть, поэтому Христос и не умирал в обычном понимании этого слова. Учение М., вполне совпадая с православием по вопросам сотворения человека, его грехопадения и второго пришествия Христа, отличалось в трактовке Страшного суда. На нем, по мнению молокан-уклеинцев, предстанут только согрешившие духовные христиане, тогда как не согрешившие сразу после смерти переселяются в блаженную вечность. Все не принадлежащие к числу последователей Уклеина, пойдут после смерти на вечную муку. Позже в понимании Страшного суда молоканское учение приблизилось к ортодоксальному, однако М. считали, что мертвые воскреснут духом, а не плотью.
   М. отвергали все, что было связано с внешним поклонением Богу, и заявляли, что поклоняются ему духом. Однако у них был детально разработанный обряд моления (обрядник), во время к-рого специальные чтецы читали Св. писание, руководитель религ. общины пресвитер - говорил проповедь, певчие пели псалмы Давида, а остальные молящиеся подпевали; в нужные моменты все собрание становилось на колени. Пресвитер избирался всей общиной и никаких материальных преимуществ не имел. В связи с тем что М. очень уважали людей, умеющих читать Библию, грамотность в этой секте была несравненно выше, чем в к.-л. другой.
   М. признавали посты, но только один на Страстной неделе считался обязательным, а в остальное время каждый устанавливал себе посты сам, если считал необходимым «укрепить дух». У М. существуют ветхозаветные пищевые запреты, но подразделения пищи на постную и скоромную никогда не было. В секте запрещены спиртные напитки и курение.
   Хотя молокане-уклеинцы (или «постоянные») считали, что истинным духовным христианам не нужны законы и суды, они тем не менее признавали, что власти от Бога, и в целом были законопослушны. Во мн. общинах молились за царя и почитали его помазанником Божьим. М. отрицательно относились к войне, службе в армии, среди них было распространено дезертирство, но серьезных конфликтов с гос-вом по этому вопросу у них не было.
   Вероучение М. не требовало от членов секты сурового аскетизма, веры до исступления, оно не вело к непримиримым противоречиям с существовавшим соц. - государственным устройством России. Молоканское учение было более приемлемым для широких соц. слоев, стремившихся к дешевой церкви, чем хлыстовство и духоборчество (см. Духоборцы). Основу секты составляли свободные сословия, но в ней было немало и крепостных крестьян. Молоканство было широко распространено в южных великорусских губерниях, Новороссийском и Ставропольском краях, Астраханской губ., а также в Амурском крае.
   При Александре I М. было дозволено селиться в Таврии, но в 30-е гг. 19 в. пр-во разрешило переселение сектантов только в Закавказские провинции, где им отводилась роль главной колонизационной силы. Многолюдные молоканские поселения возникли на территории нынешних Армении и Азербайджана.
   Молоканские общины оказались рассеянными на обширной территории. После уклеинского обрядника в них стали появляться аналогичные обрядники, иногда существенно отличавшиеся друг от друга. Для молоканской секты характерно большое кол-во толков и выделившихся из нее сект.
   В 50-е гг. 19 в. из молоканской секты выделились т. наз. прыгуны. Основатель секты Соколов объявил себя Христом, пришедшим судить мир, и призвал своих последователей собираться на Кавказе. Преемник Соколова М. Рудометкин заявил, что он духовный царь, и короновался на царство, запретив своим последователям подчиняться др. властям. Сектанты-прыгуны отличались особой строгостью нравов и рвением в молитве и посте, особой честностью. Прыгуны пользовались уклеинским обрядником, и если во время собрания Св. Дух не нисходил на них, то оно мало чем отличалось от обычного молоканского, разве что после моления сектанты пели прыгунские духовные стихи, сочиненные самим Рудометкиным. Если же на собравшихся нисходил Св. Дух, то их моление скорее напоминало хлыстовское радение: прыгуны до изнеможения скакали, а ктонибудь начинал пророчествовать.
   Прыгуны почитали Иисуса Христа и Евангелие, особенно Апокалипсис, но тем не менее придерживались законов Моисея, чтили субботу и праздновали нек-рые ветхозаветные праздники. Они жили в постоянном ожидании конца света. Только Рудометкин предсказывал его трижды, поэтому, в отличие от др. М., прыгуны не очень заботились о личном благосостоянии. Ныне общины прыгунов, очень малочисленные, еще существуют в Азербайджане и Армении.
   Основателем выделившейся из молоканства секты «общего упования» или «общих» был крестьянин Самарской губ. А. Попов. Он написал «Устав упования общего учения», в кром разработал принципы общежития в христианских общинах. В 30-е гг. 19 в. Попов был выслан на Кавказ, куда выехали и его последователи. Созданная им община продолжала существовать и после высылки Попова в Сибирь.
   Община «общих» представляла коммуну, состоящую из нескольких «партий» по 30–50 чел. в каждой, причем не всегда родственников. Члены «партии» проживали в одном доме, вместе работали и питались, никто не имел личной собственности. Однако со временем «общие» стали ограничиваться внесением 1/10 имущества в общественный магазин. Жизнью такой общины руководили 12 чинов (судья, жертвенник, распорядитель, мысленник и т. д.), избиравшиеся из числа ее членов. Секта эта существовала еще в нач. 20 в.
   В кон. 19 в. у молоканской секты появился сильный конкурент - баптизм, успешно перетягивавший к себе членов др. конфессий. Неоднократные попытки М. объединиться и выработать единое учение не увенчались успехом. Несмотря на численное сокращение, в нач. 20 в. молоканская секта оставалась самой многочисленной из традиционных русских сект. На 1 янв. 1912 офиц. статистика насчитывала 133 935 чел. постоянных М. (уклеинцев). В наст. вр. молоканские общины продолжают существовать на Кавказе (хотя мн. их члены в нач. 1990-х гг. выехали в Россию), в Ростовской обл., Ставропольском крае, Амурской, Тамбовской, Оренбургской обл. По данным на 1996, существует 100 молоканских общин. В нач. 20 в. большая группа М. из России переселилась в США (штат Калифорния). В 50-е гг. к ним присоединились М., проживавшие в Карской обл., отошедшей от России Турции в 1921. В наст. вр. община М. прыгунов существует в ЛосАнджелесе, а постоянных М. в Сан-Франциско. М. имеются также в Аргентине, Боливии, Канаде, Австралии.
   В июне 1991 в Москве состоялся съезд М.На нем было провозглашено возрождение «Союза общин Духовных христиан-молокан», избран Совет из 9 человек, принят Устав Союза. Центр располагается в Москве. Печатный орган журнал «духовный христианин». В 1994 в кач-ве альтернативы «союзу общин Духовных христиан-молокан» был создан и зарегистрирован Минюстом «союз обшин Духовных христиан-молокан России». Центр в с. Кочубеевском Ставропольского края.
   С.А. Иникова

Религии народов современной России: Словарь / — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика,. . 2002.

Смотреть что такое "Молокане" в других словарях:

  • Молокане — Молокане …   Википедия

  • МОЛОКАНЕ — одна из сект духовных христиан. Возникла в России во 2 й пол. 18 в. Отвергают священников и церкви, совершают моления в обычных домах. Общинами руководят старцы и выборные пресвитеры. С 1820 молокане поселялись в Закавказье, Крыму, с 1870 х гг. в …   Большой Энциклопедический словарь

  • МОЛОКАНЕ — МОЛОКАНЕ, молокан, ед. молоканин, молоканина, муж. Одна из русских христианских сект. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • МОЛОКАНЕ — МОЛОКАНЕ, представители течения в духовном христианстве. Возникло в России в 60 70 е гг. 18 в., основатель бродячий портной Семён Ук леин. М. ассоциируют Библию с образом духовного молока (отсюда название). Проповедуют скорое пришествие Христа.… …   Русская история

  • МОЛОКАНЕ — одна из рус. сект, не признающая таинств и обрядов православного исповедания, отвергающая почитание святых и признающая богослужение только в виде чтения Св. Писания и пения псалмов. Правила нравственности очень строгие безусловно воспрещаются… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • молокане — молокане, одна из конфессиональных групп духовных христиан, ответвилась от духоборцев. Сами себя молокане называют воистину духовными христианами, или духовными христианами молоканами. Конфессия образована во второй половине XVIII в. бродячим… …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • молокане —    Эта секта получила свое название от духоборческой в 80 х годах прошлого столетия. Основателем её был зять Побирохина, крестьянин Тамбовской губ. Борисоглебского у., портной по ремеслу, Семен Матвеев Уклеин. Прежде православный, он вступил в… …   Справочник по ересям, сектам и расколам

  • молокане — кан; мн. Представители, члены одной из религиозных сект, возникшей в России в 18 веке, отрицающей обряды, иконы, иерархию и т.п. православной церкви. Молитвенный дом молокан. ◁ Молоканин, а; (разг.) Молокан, а; м. Молоканка, и; мн. род. нок, дат …   Энциклопедический словарь

  • Молокане — одна из сект в русском православии, суть учения которой сводится к признанию лишь духовно душевной жизни в Боге и отрицанию любых телесных и материальных форм религиозной жизни. Молокане отрицают иконы, крест, церковь и церковную иерархию,… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • МОЛОКАНЕ — религ. секта в России. Сложилась во 2 й пол. 18 в. на Тамбовщине. Основатель секты крестьянин Семен Уклеин. М. отличались пестрым социальным составом и имели опору в различных слоях деревни и города. Критиковали господств. церковь, ее догматы и… …   Советская историческая энциклопедия

  • МОЛОКАНЕ — религ. секта, возникшая в России в конце 60 х гг. 18 в. Представляя собой религ. форму антикрепостнич. движения крестьянства и демократич. элементов города, М. отличались рационалистич. критикой господств. церкви и ее догматов. Внешне обрядовому… …   Философская энциклопедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»